Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» icon

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех»

Реклама:



Скачать 96.33 Kb.
НазваниеВзаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех»
Дата13.05.2013
Размер96.33 Kb.
ТипДокументы
источник

Взаимодействие ДОУ с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех»


В работе педагогов ДОУ одним из важнейших этапов социализации ребенка является его переход из дошкольного учреждения в школу. На этом этапе жизни ребенок испытывает огромные эмоциональные и физические нагрузки, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут привести к школьной дезадаптации. Даже хорошо подготовленные дети в первое время испытывают трудности. Что же касается недостаточно подготовленных, то их адаптация растягивается на долгие месяцы, порой на весь год. Длительные неудачи в учении, как правило, переходят в неуспеваемость. Возникает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к школе вообще.

Но часто из поля зрения выпадает тот факт, что нагрузки испытывает вся семья, а не отдельно взятый ее член. Поэтому важное место в работе педагогов ДОУ занимает работа с семьями наших выпускников.

Основными направлениями работы педагога с семьей являются просветительская, профилактическая работа. Эти направления помогают комплексно преодолевать внутриличностные конфликты, решать многие проблемы детей и родителей, изменять внутренние личностные установки.

Многие родители думают, что если ребенок научился читать и считать, то он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Подготовка ребенка к школе - многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребенка. Одним из главных ее аспектов является психологическая готовность к школе.


^ Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Логическое запоминание.

Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Развитие фонематического слуха.

Личностная готовность

Принятие новой социальной позиции.

Позитивное отношение к школе, к учителям, учебной деятельности, к самому себе.

Развитие познавательных критериев, любознательности.

Развитие желания ходить в школу.

Произвольное управление своим поведением.

Объективность самооценки.

Потеря «детскости», непосредственности.

Социально-психологическая готовность

Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Развитие потребности в общении.

Умение подчиняться правилам и нормам.

Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Развитие эмоционального «предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Эмоциональная устойчивость.

Сформированность небоязни трудностей.

Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Умение систематически выполнять задания.



Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью ребенка обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять зависимости, делать выводы. Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда - низкие оценки. А то, что не получается, ребенок делать не хочет. Иногда дети, обладающие богатым словарным запасом, речь которых изобилует "взрослыми" фразами, и которых считают вундеркиндами, недостаточно полно включаются в практическую деятельность, игры с другими детьми. Поэтому у них слабо развито образное мышление, что приводит к трудностям в учебе. Обладая завышенной самооценкой, они обижаются на замечания, жалуются, что уроки неинтересные, а учительница - плохая или злая.

Личностная готовность к школе подразумевает определенное отношение к себе, к своим способностям. Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый лучший" (что типично для дошкольника), ему будет тяжело на занятиях в школе. Такие ребята, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами.


В помощь родителям в нашем дошкольном учреждении существует семейный клуб «Педагогика для всех».

Цель работы клуба: Повышение психологической компетентности детей и родителей.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных способностей детей и родителей, оптимизация детско-родительских отношений.

  2. Обогащение навыков, которые помогут успешной адаптации детей в школе.

Формирование положительных установок на обучение в школе в сознании детей и родителей.


Этапы работы:

  1. ^ Знакомство с клубом.

Формы работы: выступление на родительских собраниях, презентации, стендовая информация.

Ожидаемый результат: родители получают полезную информацию о содержании работы с семьей педагогов ДОУ.

  1. ^ Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Цель: информирование родителей о возможных трудностях школьного обучения, раннее выявление и профилактика данных трудностей.

Формы работы: родительские конференции, тематические индивидуальные консультации, библиотечка для родителей, стендовая информация.

Ожидаемый результат: осознание родителями важности профилактической работы.

  1. Диагностика.

Цель: выявление воспитательно-образовательных потребностей участников образовательного процесса.

Формы работы: диагностика готовности детей к обучению в школе, анализ запроса на работу с детьми со стороны родителей и педагогов.

Ожидаемый результат: приглашение на занятия семей тех детей, которые могут испытывать трудности при адаптации к школе.

^ 4. Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ.

Цель: привлечение родителей к активному участию в воспитательно– образовательном процессе.

Формы работы: непосредственно проведение занятий с детьми и родителями в клубе (мастер-классы, круглые столы, педагогические беседы и т.д.). Ожидаемый результат: оптимизация детско–родительских отношений, повышение коммуникативной культуры членов группы, профилактика возможных проблем в адаптации к школе.

  1. ^ Подведение итогов.

Цель: анализ результативности совместной работы семьи и педагогов, дальнейшая оптимизация отношения семьи к образовательному учреждению.

Формы работы: диагностика детско–родительских отношений, анкетирование родителей и детей, проведение индивидуальных консультаций.

Ожидаемый результат: формирование позитивного отношения семьи к переходу ребенка из ДОУ в школу, успешная адаптация выпускников ДОУ в школе.


План работы клуба

Октябрь

Тема: «Тревожный ребенок»

  1. Что такое тревожность. Ее причины.

  2. Рекомендации родителям по снятию тревожности у детей.

Форма проведения: дискуссия.

Ноябрь

Тема: «Как подготовить ребенка к обучению в школе»

  1. Медицинские аспекты психологической готовности к школе.

  2. Виды готовности.

Форма проведения: мастер-класс для родителей.

Декабрь

Тема: «Развиваем внимание и память дошкольника»

  1. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте.

  2. Совместное выполнение с родителями практических заданий.

Форма проведения: семинар-практикум.

Январь

Тема: «Мой ребенок левша»

  1. Причины леворукости.

  2. Влияние ведущей левой руки на умственное развитие ребенка

Форма проведения: круглый стол.


Февраль

Тема: «Детские страхи»

  1. Причины страхов.

  2. Возрастные страхи.

  3. Что делать, если ребенок боится.

Форма проведения: занятие с использованием элементов арт-терапии.


Март

Тема: «Мой шустрик» (гиперактивный ребенок).

  1. Причины гиперактивности.

  2. Как помочь активному ребенку.

Форма проведения: педагогическая беседа.

Апрель

Тема: «Маленький упрямец»

  1. Причины упрямства.

  2. Пути преодоления.

Форма проведения: практическое занятие.

Май

Тема: «Здравствуй, школа!»

Форма проведения: ролевая игра.


В ноябре этого года был проведен мастер-класс для родителей по теме « Как подготовить ребенка к обучению в школе»


Основная цель: помочь родителям овладеть методами и приемами подготовки ребенка к школе.


Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то все упражнения, подготовленные нами, проводились в игровой форме.


Основные задачи, реализуемые в данных играх:


  1. Развитие мелкой моторики рук.

  2. Развитие ориентировки в пространстве, мышления.

  3. Развитие двигательной активности, межполушарного взаимодействия, мыслительных процессов.

  4. Развитие зрительной памяти, целенаправленного внимания.

  5. Развитие творческого воображения, речи.


Занятие проводилось в форме мастер-класса, где родителям за круглым столом предлагалось выполнить задания. В подготовке занятия принимали участие педагог - воспитатель старшей группы Вилкова А.Н. и педагог-психолог Стратонова Е.И.


Приложение:

  1. Задание на развитие мелкой моторики рук – пальчиковая игра «Зайчики и лиса».

Данная игра обеспечивает хорошую тренировку движений пальцев, она эмоциональна, проста. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

При проведении упражнения воспитатель вместе с родителями заучивает пальчиковую игру «Зайчики и лиса», где текст сопровождается показом руками фигур.

Текст игры «Зайчики и лиса».

В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как-то утром зайчата взяли барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес стали барабанить. А неподалеку бегала голодная лиса. Услышала она шум и выскочила на полянку. Лиса поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть. Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе, и их не заметно, только ушки мелко-мелко трепещут от страха. Растерялась лиса: «Где же зайчата? Ох и хитрые! Опять меня провели! Ну, погодите, найду я на вас управу!» Сказала она так и убежала в лес. Только она исчезла, зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали веселиться и снова бить в барабаны.


  1. Игра «Как добраться до цели».

Цель игры: развитие ориентировки в пространстве, мышления, воображения.

Необходимые приспособления: карта острова или города, фишки.

Описание игры: взрослый вместе с ребенком рисует «карту клада», на которой размещают леса и горы, реки и озера. Затем один из играющих загадывает, где спрятан «клад», а другой, поставив на карту какую-нибудь фишку (или фигурку), «высаживается» на остров и движется по рисунку, задавая вопросы: «Свернуть налево? Пойти вперед?»- и т.д. Цель игры - задать как можно меньше вопросов и найти «клад».

Данная игра была проведена с родителями. Было отмечено, что в ходе игры можно использовать и карты из настольно-печатных игр.


  1. Игра «Нехотелка».

Цель: развитие двигательной активности, межполушарного взаимодействия, мыслительных процессов.

Данная игра проводилась педагогом-психологом (педагог-психолог читает стихотворение, остальные участники сопровождают чтение движениями, повторяя за ведущим).


Некий мальчик, мой знакомый, (все шагают)

Убежал вчера из дома. (все бегут на месте)

Не хотел он умываться, (на слова «не хотел» машут головой, затем имитируют умывание)

Одеваться, (имитируют одевание)

Убираться, (имитируют подметание)

Надоело есть и пить (имитируют процесс еды и питья)

И спасибо говорить. (кланяются)

Не хотел на пианино (имитируют игру на пианино)

Гаммы нудные играть

И за ручку с мамой чинно (ходьба)

Час по улице гулять.

Не хотел остаться дома (на слова «не хотел» машут головой, на слова «остаться дома»-присаживаются на корточки)

И ушел вчера из дома. (ходьба)

Он один на белом свете, (разводят по кругу руками)

Он свободен словно ветер. («полет птицы»)

Что захочет – то захочет, (хватательные движения)

Что не хочет – не захочет. (отталкивающие движения)

Шел он, шел и вот ему (ходьба)

Скучно стало одному: (кулачком подпереть подбородок, опустить голову)

Кто возьмет его за руку, (пожимание плечами)

Кто развеет сказкой скуку? (имитация движений «утят»)

Слово некому сказать.

Захотел он есть и спать, (имитация еды и сна)

Захотел увидеть маму, («бинокль»)

Захотел он даже гамму

Громко, весело сыграть. (имитация игры на пианино, высоко поднимая руки)

Тут же мальчик мой знакомый

Повернул обратно к дому. (ходьба)

Все, что раньше не терпел,

Нехотелка захотел. (кивки в знак согласия)


  1. Игра «Посмотри, запомни, нарисуй»

Цель: развитие зрительной памяти, целенаправленного внимания.

Ход игры: родителям предлагается две карточки, состоящие из шести пустых клеточек каждая. На один экземпляр выкладываются картинки с изображением предметов (от 3 до 6 картинок). В течение 5 секунд родитель смотрит на карточки и старается запомнить в каких клеточках какая картинка расположена. Затем образец закрывается и необходимо по памяти расположить (нарисовать) предметы на листе.


  1. Игра «Волшебные кляксы»

Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.

Вместе с родителями мы изготовили несколько клякс (на альбомных листах). Затем родители обмениваются рисунками. Каждый должен внимательно рассмотреть кляксы и сказать, на что они похожи, постараться назвать как можно больше версий. Затем нужно выбрать самую интересную версию и обосновать свой выбор.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» iconАнкета Уважаемый член областного клуба «Учитель года»!
Просим Вас принять участие в опросе, цель которого – изучить взаимодействие педагогов-участников конкурсов профессионального мастерства...

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» iconСтили семейного воспитания
Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания...

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» iconСведения о платных образовательных услугах в мбдоу №24 «Космос» предоставляются платные услуги «Проведение занятий по обучению чтению для детей 6-7 лет»
«Проведение занятий по обучению чтению для детей 6-7 лет» для детей подготовительных к школе групп, где реализуется программа «Использование...

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» iconСтартовый уровень здоровья современных детей
При подготовке к школе помните, что «мозг устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» iconРазвитие США в рамках нафта и развитие мексики в рамках нафта
Нато, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое...

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» iconВиды семейного устройства детей и их отличия по материалам Российского законодательства
Рф от 24 апреля 2009 года №48 с 1 сентября 2008 года в России существуют только две формы семейного устройства усыновление и опека....

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» iconОрганизация деятельности Дебат-Клуба для старшеклассников на английском языке. «Проблемы тинэйджеров»
Ня на мысль о создании клуба для старшеклассников на английском языке, в котором подростки могли бы не только общаться, но и обсуждать...

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» icon1 апреля 2009 года
Творческая встреча членов областного клуба «Учитель года» с педагогами Вилегодского района «Пути повышения эффективности методической...

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» iconПравительство республики бурятия постановление от 9 июля 2009 г. N 264
Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях развития на территории Республики Бурятия системы профилактики...

Взаимодействие доу с семьей по подготовке детей к школе в рамках семейного клуба «Педагогика для всех» iconПрограмма по общей физической подготовке Для обучающихся 6-11 класса
Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©mukinauki.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы